Интервью Canal+ для передачи En Aparte Avec Björk в связи с выходом её нового альбома Medúlla, 23 октября 2004 года.

- Какова она, эта неуемная исландка Björk, которую можно представить по альбому Medúlla, полная радости от возвращения к истокам.

Наедине с Björk.


- Здравствуйте, Björk!

- Здравствуйте.

Бьёрк в ярком длинном оранжевом платье входит в просторную комнату-студию с несколькими большими экранами, стереосистемой, полкой с книгами, яркоосвещенным баром и шныряющим роботом-камерой на полу.

- Как поживаете?

- Очень хорошо.

- Здесь все и будет происходить, располагайтесь, как хотите. Проходите налево.

- ОК

- Шампанское и малина.

Бьёрк подходит к стойке бара, садится на высокий хромированный стул, перед ней бокал шампанского и блюдо ягод малины.

- Medúlla, ваш новый альбом, ему уже 2 месяца. Каким он Вам представляется? Как Ваш ребенок? Как часть Вас самой, которой Вы уже не можете управлять?

- Возможно, и то, и другое. Да, я бы сказала, это... я определенно испытываю к нему какие-то чувства. Но очень хорошо понимаю, что это, возможно, ребенок, которому... 15 лет.

- Почему такой большой?

- Потому что он покидает дом, я не могу... что с ним произойдет - больше не мой выбор, мне нужно его отпустить.

- Когда альбом был закончен, Вам было грустно?

- Обычно меня больше занимают мысли о следующем проекте.

- Значит, этот альбом радостный для Вас? Из инструментов там можно услышать лишь пассажи на фортепиано. Вы сами понимаете, зачем сделали этот альбом? Вам нужно было вернуться к первоначальным ощущениям?

- Думаю, это было соединение... усталости от инструментов... Может, я слишком сильно развила тему струнных: на Debut были индийские... записанные в Бомбее, а потом дошло до струнного октета на Homogenic, а после этого на Vespertine тоже был струнный оркестр. Так что, может, это было чем-то, через весь спектр чего я прошла и не могла больше ничего придумать. И мне очень наскучило. Сильно утомило и наскучило, как трудному подростку. Пришлось как-то поддерживать в себе интерес.

- Вам часто приходится скучать?

- Нечасто, но с музыкой я что-то вроде... от обычных вещей я не жду, что они будут чем-то выдающимся. Я имею в виду... Я бы просто хотела делать их: гулять, встречаться с друзьями и болтать. Но от музыки я жду очень многого, я хочу, чтобы она каждый раз меняла мою жизнь.

- У Вас недавно состоялся концерт (можно будет увидеть это выступление на нашем канале в передаче "Альбом недели"). Мы посмотрим фрагмент этой передачи.

На экране появляется запись выступления Бьёрк в Сен-Дени (Франция), 15 октября 2004 года на Canal+. Звучат отрывки из композиций Who is it?, Pleasure is all mine, Таня Тагак и Разель аккомпанируют Бьёрк своими причудливыми голосами. Бьёрк без интереса наблюдает собственное выступление на экране и угощается малиной с хрустального блюда.

- Когда Вы выходите на сцену, Вам сложно чувствовать себя уверенной?

- Полагаю, я не сильно об этом задумываюсь. То есть, я с детства пела. Так что об этом не сильно задумываюсь, понимаете.

- Я бывала на Ваших выступлениях, и иногда мне казалось, я видела на сцене... ребенка.

- Вы имеете в виду "ребенка внутри"? (иронизирует)

- Вообще-то я видела человека, у которого нет возраста. Вам может быть 5, 20, 70 лет. Вы женщина без возраста. Вы сами это чувствуете?

- Я так не думаю. Это для меня слишком глубоко. Все проще, я пою и все. Это просто, это просто, скажем так. Это несложно.

- У Вас хорошая команда. С Вами два хора - исландский хор и лондонский, Таня Тагак и Разель. Это важно для Вас - иметь такое окружение?

- Ну, полагаю, это мои настоящие друзья. И это вроде как одни и те же люди год за годом, за годом, за годом. Думаю, с альбомами... я 10 лет играла в группе с одними и теми же людьми. А потом, когда, наконец, решила, что музыка была важнее, чем группа, эта определенная группа, я как будто попала в магазин игрушек. Так что на каждой пластинке я использовала бы новые инструменты. И это была бы новая группа... на каждом случае, на каждом альбоме, простите. Да, полагаю, это нечто другое, я очень хорошо осознаю, что создаю что-то сбалансированное... это не только я и они: они также уравновешивают друг друга и дополняют друг друга. Мне, например, было очень интересно, когда я делала концерт для Canal+, увидеть Разеля и Таню Тагак, как они среагируют друг на друга, потому что они никогда не выступали вместе, никогда не оказывались в одной комнате, а я месяцами сводила их записи. Для меня важно также и то, что между другими людьми присутствует какая-то химия, то, что происходит в человеческом плане между ними самими, не только между лично мной и ими.

- Спасибо, Björk. Проходите в другую комнату, там белый стул. Теперь перейдем к диапозитивам. Возьмите пульт. Устраивайтесь поудобнее. Приступим.

Бьёрк проходит к большому экрану видеопроектора, садится на стул перед ним и берет в руки пульт дистанционного управления. На экране появляются все 6 обложек её сольных альбомов.

- Как Вы думаете, в какой части Вашего пути Вы находитесь? В начале, середине... где именно?

- О, мне кажется, я только начинаю.

- Почему так?

- Потому что мне кажется, что я все еще не сделала то, что хотела. Мне нравится эта игра, но было б здорово поговорить о чем-нибудь кроме меня. (смеётся)

- О Вашей музыке?

- Не знаю, просто пошутила...

- Есть ли какое-то логическое развитие в серии Ваших альбомов?

- Да, думаю, и логическое, и эмоциональное. Да, думаю, это совокупность и логики, и интуиции, и эмоций...

- А как Вы сами оцениваете свои альбомы? Возможно, я вижу их иначе, чем другие люди. Я вроде как больше прокручиваю какие-то воспоминания, или происходившие мелочи, или... Но, да, думаю, есть какая-то единая связующая нить.

- Какой из них лучший?

- Думаю, он еще не появился.

- Но он появится?

- Надеюсь.

- Через 5, 10, 20 лет?

- Хм... 20... если я хорошенько поработаю.

- Нажмите кнопку еще раз.

На экране появляется детская фотография Бьёрк, играющей на флейте.

- Девочка. Вы вспоминаете о своем детстве как о счастливой поре? Ощущения счастья из детства, бывают ли они сейчас?

- Да, с музыкой похожие ощущения. Я просто становлюсь частью целого. Как когда гуляешь целый день наедине с природой. Или иногда мне нужно, может, неделю побыть наедине с собой. Я отправляюсь в один небольшой домик в Исландии... и каждый день гуляю. И, может, почувствую себя частью целого. И да, тогда это будут похожие ощущения.

- Только в том месте в Исландии вы испытываете такое? Или в какой-нибудь другой стране тоже?

- Обычно, на берегу океана. Но океан везде, так что все в порядке.

- Как случилось, что Вы покинули свою семью в 14 лет? У Вас была такая необходимость? Вы чувствовали, что должны начать самостоятельную жизнь?

- Ага... Было, чем заняться.

- Такое бывает в 14 лет.

- Думаю, может, это распространено в Исландии. Это безопасное место, не очень большой город, там живет 100 000 человек. Так что тебя не изнасилуют и не ограбят, понимаете, с тобой все будет в порядке.

- И чем Вы занялись, чтобы заработать на жизнь?

- Я работала в магазине пластинок и... играла в группе. Мы выступали и получали деньги.

- Следующий кадр, пожалуйста.

На экране появляется сцена из кинофильма "Танцующая в темноте", где героини Бьёрк и Катрин Денёв спорят по поводу ночной смены Сельмы. Бьёрк морщит носик, с отягощенным выражением на лице наблюдая за происходящим на экране. Наконец кадр с улыбающейся Сельмой замирает и ведущая продолжает свои вопросы.

- Скоро на DVD выходит "Танцующая в темноте" Ларса фон Триера. Это непростая история. Может быть, даже кошмар.

- Музыку делать было нормально, было весело. Но играть - не так здорово.

- Почему?

- Думаю, это пустая трата моего времени. Думаю, я должна делать музыку.

- Вы напрасно теряли время, снимаясь в кино?

- Это немного похоже на то, что я говорила Ларсу фон Триеру: как если бы я организовала группу, гастролирующую по всему миру, и попросила бы его стать саксофонистом. И тогда ему пришлось бы два года ездить по миру и играть на саксофоне. И он бы не смог снимать фильмы, потому что надо было бы играть на саксофоне, а он знает, что не хочет играть. Что-то вроде того.

- Вы не устали?

Бьёрк зевает и потягивается на стуле.

- У вас есть кофе?

- Самое время для кофе. Сейчас Вам принесут. Вы были неподражаемы в этом фильме.

- Спасибо.

- Как Вы думаете, будете ли Вы когда-нибудь смотреть "Танцующую в темноте"?

- Не знаю, посмотрим. Может, лет через 40, если мой дом занесет снегом и под рукой будет одна-единственная кассета.

- Премия, полученная Вами в Каннах за эту роль, это достижение для Вас? Или Вас это не волнует?

- Это была большая честь для меня. Я мало знаю о кино и кинофестивалях, я полностью человек музыки. Но раз такие награды существуют, то нужно выбрать кого-то, и мне оказали эту честь.

- А в кино Вы больше не хотите сниматься?

- Ну, думаю, это недопонимание, то, что я не хочу больше сниматься в кино из-за этого фильма. Дело в том, что я никогда не хотела заниматься кино, я хотела заниматься музыкой и сделала исключение для этого фильма. Так что сниматься в другом фильме я не хочу не из-за этого фильма...

- А вот и кофе!

В дверях появляется чашка кофе, Бьёрк слезает со стула и направляется в её сторону.

- Спасибо.

- Видите, стоит Вам только попросить. Попросите луну, принесут луну.

- Нет, спасибо. Этого вполне достаточно. Думаю, я сегодня утром проснулась с небольшой простудой, так что... Так что, чтобы быть с Вами, мне понадобиться еще чуть-чуть кофе.

- Все в порядке?

- Угу.

- Ладно, с кино разобрались. Следующий кадр, пожалуйста.

На экране появляется фотография певицы Мадонны.

- Мадонна. Как Вы относитесь к Каббале?

- Думаю, в целом, я не слишком религиозный человек.

- А Джордж Буш? Как Вы думаете, его изберут? Какие у Вас пожелания?

- Не знаю, сложно сказать. Я имею в виду... так сложно сказать Я живу в Нью-Йорке, так что, думаю, я бы... я не политичный человек, но думаю, что я скорее за Керри, потому что кажется, что он больше станет работать с остальным миром, тогда как Буш, мне кажется, больше занят только тем, как изолировать США от остального мира. Так что я... Мне нравятся Штаты, но и мир тоже нравится.

- С диапозитивами на этом закончим. Теперь нужно выбрать диск. Вот они.

Бьёрк подходит к музыкальному проигрывателю, около которого разложены различные диски.

- Brian Wilson - Our Prayer, Misa Criolla - Kyrie, Beck - музыка из фильма Eternal Sunshine, Chet Baker - I'm Through with Love, Judy Garland - Smile и Sugarcubes - Mama.

- Думаю, выбрала бы Misa Criolla.

- Тогда слушаем Misa Criolla - Kyrie.

В исполнении хора звучит Misa Criolla - Kyrie. Бьёрк медленно перемещается по комнате,напевая и задумчиво глядя по сторонам.

- Мы хотели бы оставить фотографию на память, которую Вы сделаете сами. Фотоаппарат на белом стуле. Наведите объектив и нажмите кнопку.

Бьёрк подходит к стулу, на котором лежат цветы и фотоаппарат. Она находит нужную кнопку на фотоаппарате и делает снимок себя с вытянутой руки.

- Эти цветы для Вас, Björk.

- О, спасибо!

- Ваш последний альбом Medúlla в передаче "Альбом недели" на нашем канале. Большое спасибо, Björk, спасибо.

- До свидания. Было неплохо. Необычно.

С цветами и фотокарточкой в руках Бьёрк покидает студию.

Перевод: Leonsdóttir, La Maja

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

En Aparte Avec Björk

<-- назад