Stefan Arni and Siggi Kinski на сьемках клипа Hoppípolla (photo: Promo) Четыре года назад (на момент написания статьи - прим. перев.) появилось выдающееся видео исландской группы Sigur Rós. Снятое на прекрасной и скалистой родине группы, оно представляло собой совершенно необычную историю любви. Действие, помещённое в сороковые или пятидесятые, повествует о двух 12-летних мальчиках, чья страсть к друг другу эффектно раскрывается на своём пике, когда один из них забивает гол в футбольном матче, за которым наблюдает вся деревня, и о жутком гневе отца одного из мальчиков, постигшем его в результате.

Это видео, Viðrar vel til loftárása (good weather for an airstrike/хорошая погода для воздушной атаки), завершённое лирическим замедленным действием на фоне парящей музыки трека, получилось кинематографичным, напряжённым и трогательным, игра почти совсем непрофессионального состава - блестящей. Видео было снято Стефаном Арни (Stefan Arni) и Сигги Кински (Siggi Kinski), которые, как и Sigur Rós, родом из Исландии. Встретившись еще тинейджерами и вскоре после этого начав снимать фильмы вместе, эта пара продолжила тем, что стала участниками-основателями другой исландской группы - Gus Gus, и собиралась начать карьеру в качестве полноценных режиссёров.

C тех пор Sigur Rós выпустили ещё 2 альбома, () и Такк..., с неизменно возрастающим признанием, и получили в 2003-м году награду MTV Europe Music Awards за снятое Флорией Сигизмонди (Floria Sigismondi) видео Svefn-G-Englar (sleepwalkers/лунатики) (автор статьи ошибся с названием, см. прим. 1 - прим. перев.). Тем временем Arni&Kinski переехали в Лос-Анджелес и добились успеха в рекламе, снимая ролики для Levi's, Mercedes и PlayStation, а также промо-видео для Paul Oakenfold, Travis и The Used.

Однако, после поразительного Viðrar vel til loftárása группа и режиссёры не работали вместе. До недавнего времени. Они воссоединились, чтобы снять видео на Glósóli с текущего (на момент написания статьи - прим. перев.) альбома Takk и вновь создали нечто, внезапно разрывающееся визуальной магией и таинственностью их родной страны. И вновь главные персонажи - на самом деле все персонажи - дети. Это была переработка сказки, навроде "Дудочника из Гамельна" (см. прим. 2 - прим. перев.), но с другим, непредсказуемым финалом - возможным реверансом "Питеру Пену".

Hoppípolla video (dir. Arni&Kinski) А теперь группа и режиссёры вновь объединили усилия на съёмках видео на Hoppípolla. И вновь они вернулись в Исландию. Более того, Arni&Kinski снова предпочли исследовать идею невинности и детства через музыку Sigur Rós, но на этот раз с ключевым отличием, которое делает Hoppípolla возможно самым провоцирующим на раздумья из всех трёх снятых на сегодняшний момент видео (на момент написания статьи - прим. перев.). В Hoppípolla детей играет группа престарелых мужчин и женщин, которые скачут вокруг, делая вещи, которые приличны группе малолетних хулиганов (Hoppípolla переводится как "прыгая по лужам"), как например: швыряют хлопушки, играют в "позвони-в-дверь-и-убеги", подворовывают в магазине и, в конце концов, сталкиваются с другой "бандой" в игре в войнушку. Из этого получилось очаровательное и развлекательное зрелище, в значительной степени благодаря актерам, играющим свои роли с таким смаком. Вкратце, это ещё одно совершенно характерное, снятое Arni&Kinski, видео для Sigur Rós, картинка которого, как и в Viðrar vel til loftárása, помещена в рамку и стилизована под старину. Совершенно определённо, что новым произведением пополняется копилка их уникального совместного творчества, корни которого уходят в общий культурный базис этих музыкантов и режиссёров. Но во время разговора с Сигги Кински появляется небольшое сомнение в том, что это основная причина, по которой им комфортно работать вместе.

"Определённо, некоторый уровень комфорта присутствует, - говорит он. - Мы родом из одного и того же маленького городка, и всё здесь происходит несколько иначе, чем в мире реального шоу-бизнеса. Больше чувства самодеятельности". Может быть, поэтому в их совместных видео такое сильное чувство места: люди реальны и природа повсюду. В случае c Hoppípolla это оттенки зелёного и коричневого и голые деревья поздней осени - видео было снято в октябре этого года (года написания статьи - прим. перев.), как раз перед тем, как установилась настоящая зима (и практически постоянная темнота). Кински говорит, что им повезло с погодой, но отмечает, что съёмки с Sigur Rós имеют тенденцию быть до некоторой степени волшебными. "Бог все для нас превосходно устраивает", - смеется он. И, конечно же их первый опыт совместной работы был настолько благоприятным, что это казалось почти что сверхъестественным. Выясняется, что и у режиссёров, и у группы виртуально была одна и та же идея для видео, как объяснил Стефан Арни Promo, когда мы обсуждали видео Viðrar vel til loftárása 2000-го.

на съёмках Viðrar vel til loftárása (photo: sigur-ros.co.uk) "Однажды я отправился пообедать с женой и натолкнулся на Йоунси (Jónsi) из Sigur Rós, - говорит Арни. - Я рассказал ему о нашей идее для видео, о немецком футболисте, который целует английского футболиста на поле. У него отвисла челюсть, и он рассказал мне об их идее с точно такой же историей, но с двумя 12-летними".

"Это было полное сумасшествие, но весь проект шёл в таком ключе, - рассказывает теперь Кински. - Один из наших самых любимых операторов, Крис Сус (Chris Soos), был в это время в Исландии. Он был доступен и снимал бесплатно. У нас было больше 100 статистов где-то на 20 часов, совершенно бесплатно. Весь этот период работы был по-настоящему божественным".

Но прошло некоторое время до того момента, как Arni&Kinski вновь стали работать с Sigur Rós. Они не сняли ничего для последовавшего альбома (). "Мы говорили о том, чтобы что-нибудь сделать, но, думаю, наши идеи были слишком агрессивными, - говорит Кински. - И они делали что-то другое". Включая получившее награду видео Флории Сигизмонди на Svefn-G-Englar (см. прим. 1 - прим. перев.).

Совместная работа не возобновлялась до Glósóli, до лета 2005-го. После откровенно сказочного сценария этого клипа, рассказывает Кински, он и его партнер склонились к тому, чтобы сделать настроение Hoppípolla отличным от настроения Glósóli. "Glósóli - это невинная, мощная песня, - говорит он. - Hoppípolla другая и во многом беспредельная, гораздо более дикая. Читая слова песни, ты чувствуешь себя восьмилетним ребёнком из 70-х или ранних 80-х, дерущимся вместе со своей бандой в родном квартале. В ней гораздо больше хаоса, больше безумия".

Он добавляет, что идея поработать с престарелыми людьми, но при этом "не создавать чего-то абсолютно серьёзного, а сделать нечто совершенно новое и свежее", также некоторое время витала вокруг. "От этого мы отталкивались, продумывая идею - Стефан, я и участники группы", - говорит он. После по крайней мере одного фальстарта, то, к чему они пришли, было определено самой природой музыки и слов в сочетании с идеей использовать пожилых людей.

"Вообще-то мы написали очень скупое повествование, которое сильно отличается от финального видео, - говорит Кински. - Некоторые вещи не подошли для финальной версии, потому что мы хотели добиться ощущения песни, и остановились на том, что порезали финальную версию для большей динамики". И это не потому, что труппа играла нединамично, совсем наоборот. Актеры - вновь почти что все непрофессионалы - в возрасте от 77 до 85, говорит Кински, проявили незаурядную энергию. "Я думал, они устанут, но они всё продолжали и продолжали. И казалось, они помнили, как именно всё было, в их пять, шесть или семь лет".

И в самом деле, во время просмотра Hoppípolla зрителя затягивает мысль о том, насколько похожи крайняя юность и крайняя старость. "Самое важное - это выбрать правильных людей для съёмок, объяснить, что происходит, а затем снять их, - говорит Кински. - Некоторые из них никогда до этого не стояли перед камерой. Часто было так, что мы говорили "Снято!", а они не останавливались".

Режиссёр рассказывает, что на второй день съёмок в Рейкьявике этот энтузиазм чуть не зашёл слишком далеко. Они снимали кульминационную сцену на кладбище, где две группировки нападают друг на друга, демонстрируя более агрессивную часть детства. "Шестеро человек бежали друг на друга по очень узкой тропинке, - говорит Кински. - И вдруг я увидел, как самая пожилая дама падает на спину, на могилу, и катится на тропинку. Моё сердце замерло на секунду". К счастью, она была в порядке. Более того, поднялась и продолжила съёмки. "Очень впечатляющим было находиться среди них: перед тобой молодые души в тающих телах".

На стыке музыки и картинки Hoppípolla возможно также рассказывает нам кое-что и о людях той страны, в которой оно было снято: живя в обстановке, которая часто проверяет их на прочность, они неутомимы и, как правило, вдобавок ведут долгую жизнь.

Это отражено в органичной грубости картинки видео, которая находится в разительном контрасте с плавной операторской работой Криса Суса в Glósóli. На самом деле режиссёры придумали необычный процесс создания изображения, чтобы поймать ту картинку, которую хотели. Сняв оригинал на 16мм, они смонтировали негатив, сделали копию и спроецировали её, а потом сняли проекцию на 35мм.

"Мы также проявили обращаемую плёнку кросс-процессом, - добавляет Кински. - Понятия не имели, как всё выйдет на самом деле, но получилось очень хорошее и, вновь, непредсказуемое качество". В этих экспериментах со съёмкой у них явно была полная поддержка Sigur Rós. А сами участники группы появились в камео в роли жертв стариков-хулиганов.

"Было очень здорово находиться вместе с этими ребятами, - говорит Кински. - Им очень понравилось, а то, что они говорят, всегда имеет смысл. Для творческих людей неважно, что это: музыка, или видеоизображение, или полотно, - это в чём-то один и тот же процесс. Это определённо то, что делает видео такими, какие они есть - все работают вместе. Sigur Rós с уважением относятся к работе режиссёров, и, поверьте мне, это необычно. Они очень уважительно относятся к тому, что нужно сделать, чтобы собрать всё это в единое целое".

А что касается его родной страны, он подчеркивает, что причины, по которым он и Стефан Арни возвращаются туда вновь и вновь чтобы снимать клипы Sigur Rós и другие работы, это не только причины эмоционального или творческого характера - это ещё и практические соображения. "Мне нравится подбивать создателей фильмов ехать снимать в Исландию, - говорит он. - Что-то стоит дорого, но для нас всё дело в местах для съёмок и в актёрской труппе. Все эти нормы и правила, с которыми нужно мириться в Голливуде - сплошное безумие. И в то же самое время Исландия всё ещё открыта и свободна".

Возможно, в этом есть немного национальной гордости.

Видео Sigur Rós, снятые Arni&Kinski

Viðrar vel til loftárása (2001)

Viðrar vel til loftárása video (dir. Arni&Kinski) Потрясающим первым видео Arni&Kinski для Sigur Rós стала экспрессионистская драма, действие которой помещено в послевоенную Исландию, где два 12-летних мальчика демонстрируют свою любовь друг к другу самым эффектным образом - на футбольном поле после того, как один из них забивает гол. Удивительно, но режиссёры и участники группы независимо друг от друга пришли к одной и той же идее для видео.

Американский оператор Крис Сус, находившийся в то время в Исландии, соединил в кадре замедленную съёмку с квадратной рамкой под старину, усиливавшей ощущение той эпохи. Большая часть видео, кроме кульминационной сцены футбольного матча, снималась на заброшенной китобойной станции среди огромных китовых костей.

Самой большой проблемой, как рассказал Promo Стефан Арни, стал кастинг на роль двух мальчиков. "В 12 лет мальчики не целуются даже с девочками, не говоря уже о мальчиках. Чтобы убедиться в том, что мальчики чувствуют себя спокойно, они репетировали поцелуй в течение двух недель перед началом съемок".

Glósóli (2005)

Glósóli video (dir. Arni&Kinski) Мальчик-барабанщик марширует по полям, стучит в свой барабан и собирает по пути других детей. По мере того, как в конце видео музыка начинает нарастать, барабанщик и его попутчики бегут к краю скалы, спрыгивают, а затем взлетают в небо.

Гораздо в меньшей степени опирающееся на драматичную реальность, с более киношной картинкой (снятое в формате "синемаскоп" всё тем же Крисом Сусом), Glósóli - это отчасти сказка про Дудочника (см. прим. 2), Питер Пен и Инопланетянин (E. T. The Extra-Terrestrial, 1982) с гораздо более потрясающими исландскими пейзажами.

"Это такая простая история и такая универсальная, - говорит Стефан Арни. - Что нам действительно нравилось, так это то, что присутствовало некое ощущение кого-то, кто ведет детей к свободе".




Sigur Rós - Viðrar vel til loftárása (2001)

Sigur Rós - Glósóli (2005)

Sigur Rós - Hoppípolla (2005)

1 - на самом деле, группа получила награду за клип на трек с альбома () - Untitled#1 aka Vaka, снятый Флорией; клип на Svefn-G-Englar снят раньше, в 2001, совместно c Sigríður Eyþórsdóttir, Águst Jacobsson и Sigur Rós.
2 - Гамельнский крысолов (Гамельнский дудочник) - средневековая немецкая легенда о музыканте, который сначала избавил город Гамельн от крыс, околдовав их игрой на дудочке, а потом, не получив обещанного вознаграждения, в отместку точно так же увёл из города околдованных игрой на дудочке детей. Современным читателям легенда известна в основном в интерпретации братьев Гримм (сказка "Крысолов из Гамельна") и Сельмы Лагерлёф (произведение "Путешествие Нильса с дикими гусями", в котором мальчику Нильсу, главному герою книги, достаётся волшебная дудочка, с помощью которой он, подобно гамельнскому крысолову, выманивает крыс из замка и топит их в реке").

Автор статьи: David Knight.
Перевод с английского: Leonsdóttir.

<-- назад