краткая биография

Kira Kira live at iceland airwaves 2006 (photo by icelandairwaves.com) Каждый раз начиная знакомиться с новым представителем исландской артистической сцены, натыкаешься на человека, которого нельзя назвать просто художником или просто музыкантом. К нему нужно подходить обязательно как к личности гораздо более разносторонней, не ограниченной рамками, не занимающей своей определенной ниши. Говоря об исландском музыканте, представлешь себе целый клубок связей и пересечений совершенно разных направлений искусства и жизни, сочетающихся в одном человеке. Я хотел поближе познакомиться с просто музыкантом Kira Kira, а в результате наткнулся на еще один исландский айсберг.

Кристин Бьёрк (Kristín Björk Kristjánsdóttir), известная также как Kira Kira, является одним из учредителей исландского арт-коллектива Kitchen Motors, наряду с классиком электронного жанра Йоуханном Йоуханнссоном (Jóhann Jóhannsonn) и гитарным экспериментатором Хильмаром Йенсоном (Hilmar Jensson).

Kitchen Motors, как художественное объединение, сплотило под своим началом огромное количество персонажей исландской музыкальной и прочей артистической сцены. Лейбл способствует сотрудничеству всех форм искусства, помогает художникам, музыкантам, литераторам, дизайнерам сосуществовать вместе, объединяет и стирает стилевые границы между ними. Возможно, благодаря также усилиям Kitchen Motors, исландский музыкант представляет собой многогранную художественную личность, зачастую содержащую в себе и поэта, и музыканта, и художника.

Именно такого сорта художник Kira Kira - мультиталант, сочетающий в себе артиста аудиовизуального жанра.

Музыкальная работа

Kira Kira live at 12 tónar (photo by sepruda) Долгое время Кристин занималась в основном импровизационной экспериментальной деятельностью, смешивала несовместимое, улавливая мелодику из хаоса шумов. Как музыкант-нойзмейкер, она поучаствовала в составах норвежской группы Spúnk и малоизвестной исландской электронной группы Big band brútal, представленной разве что на первой сборке Kitchen Motors - Nart Nibbles (1999). Членам Kitchen Motors также принадлежит идея создания коллектива Storsveit Sigriðar Nielsdóttur, занимающегося исполнением и обработкой музыки и песен семидесятилетней старушки Сигридюр Нильсдоуттир (Sigriður Nielsdóttir), записавшей на старости лет за каких то два года чертову кучу песен не на один десяток пластинок. Две таких песни Сигридюр даже включены в звуковой ряд фильма Ной-белая ворона (Nói albínói, 2003) режиссера Дагура Каури (Dagur Kári). Кристин и несколько ее друзей в настоящее время работают над фильмом о Сигридюр.

C 1999 года Кристин Бьёрк выступает под именем Kira Kira, заимствованном после каких то странных обстоятельств визита в Японию, пишет музыку для театральных постановок, кинофильмов, выставок, как на родине, так и повсеместно в Европе. Её частенько можно увидеть в сотрудничестве со многими исландскими музыкантами, также как и многих музыкантов в сотрудничестве с Кристин.

Kira Kira - не обремененный огромным количеством инструментов художник, обычно обходящийся карманным рекордером, в который попадают все интересные звуки, на которые удается наткнуться. Меж тем, у нее масса друзей музыкантов, студии и коморки которых в изобилии напичканы шумоизлучающей аппаратурой и всегда к ее услугам. В принципе, с помощью своего лэптопа она может оживить любую вещь, любой музыкальный инструмент, на который удастся наткнуться.

Дебютный альбом Кристин Бьёрк - Skotta - сначала был издан небольшим тиражом на маленьком французском лейбле в 2005 году, а затем стартовал на Smekkleysa Records (Bad Taste Ltd) в начале 2006 года. Такую музыку сложно описать, но легко представить; экспериментальный поп - так бы это стоило озаглавить. В ней есть и старое романтическое ощущение от просмотра триллера про вампиров, но в то же время уютный мелодический поп-заворот.

Kira Kira live Кто-то наслаждается звуками тишины и дыханием вещей в собственной спальне, а кто-то кроме этого озвучивает тишину своими руками, придает ей новые очертания. Kira Kira дает возможность воспринять некие абстрактные формы; ощутить дыхание пяточка электрической розетки, слышать, как одна штора на твоем окне желает доброй ночи другой, как дрожит от страха перед наступающей темнотой посуда в ящике кухонного стола, где-то в соседней комнате, кто-то стучит по клавишам компьютера. Её переплетенное море из знакомых звуков дает волю фантазии. При этом эксперимент дается слушателю с необычайной легкостью, не заставляя особенно напрягаться, как это свойственно подобному жанру. В некоторые композиции вплетен мягчайший вокал, напоминающий голос тёзки, Кристин Анны Валтисдоуттир (Kristín Anna Valtysdóttir), в других как будто слышны колокольчики Amiina. Будто мозг, по-своему перемешивая, вспоминает услышанные за день фрагменты любимой музыки, обрывки фраз, лай уличных собак и шум дорог.

Сама при себе Kira Kira вооружена несколькими необычными музыкальными приспособлениями домашнего производства, такими как: beach box (пляжная коробка - kalimba1, водруженная на деревянную коробку, заполненную галькой и добрыми намерениями), the silly stick (глупая палка - блестящее миниполено с прикрепленными к нему музыкальными шкатулками). Иногда она играет на своей гитаре, шепчет в микрофон, встроенный в старую бабушкину лампу. Все это завораживает уже своим внешним видом. Между тем лэптоп издает звонкие звуки выстрелов, шумовые потрескивания и глубинные вибрации.

Визуальная работа

Звуковая инсталяция Komdu nær (2005) в The Living Arts Museum. Дым, звук, стробирующий свет, ветер. Визуальная работа Кристин - это сценическая погоня за духом приведений, создаваемая звуком, дымом, ветродувными машинами и светом, представленная в кинематографических инсталляциях или в помещениях галерей, всегда с особой мистической атмосферой и детской наивностью. Ожившие механизмы, шуршащие монстры, поющие черные дыры, дуэль дымовых машин, хлопающие двери, взрывы и тонкая мелодика романтичных созвучий.

Взрывы это одна из многих вещей, которые Kira Kira довела до совершенства. Ее первый альбом Skotta, начинается с блипов, которые возгораясь как бикфордов шнур взрываются в электронную музыку очень чарующего свойства. Название пластинки относит нас к особому типу призраков, которые существуют только в Исландии. Возможно, эти призраки - нечто похожее на наших барабашек, живущих в предметах и сокрытых от общего взора углах, и только Kira Kira имеет способность с ними договориться.

"Когда я была маленькой, мой папа читал мне перед сном истории про приведения. С тех пор они мне всегда были интересны, и я принимаю их как своих приятелей".

Богатый опыт Kira Kira насчитывает не один десяток экспериментальных программ, показанных ею в разное время в галереях, церквях и парковках, и прочих необычных местах в разных частях света. Большинство из работ в полной мере пронизаны мистическим духом, скорбящим одиночеством потустороннего мира. К слову сказать, в 2003 году, одну из своих первых выставочных работ Кристин продемонстрировала в Санкт-Петербурге, в галерее Манежа. Видео под названием Melodi dirrindi проецировалось на дымовую завесу под музыку её коллег Оулёф Арнальдс (Ólöf Arnalds), Хильмара Йенсона, Эндрю ДиЭнжело (Andrew D' Angelo).

Философия и подход к творчеству

Kira Kira & Kolbeinn Hugi in Keflavík (photo by this.is/kirakira) Подход Kira Kira к созданию песен заключается в том, что она переворачивает традиции исполнителей электронной музыки вверх ногами. В то время как многие музыканты этой волны начинают с радости от экспериментирования, строя структуру песни из шумов, основная движущая сила Kira Kira - это поиск музыкального выражение для истории, которую ей хочется поведать. Это может быть какое-то романтическое происшествие или эмоциональное переживание. В любом случае, это повествование, вокруг которого строится песня.

"Я подхожу к музыке как визуальный художник или ребенок в большей степени, нежели композитор. Я ломаю все правила, я музыкант без образования. Я играюсь с шумами и если все идет как надо, то они становятся песней".

Своими первыми группами Spúnk и Big Band Brútal, она добилась профессионализма и в то же время наслаждалась полной творческой свободой, делая вещи, которые хотела делать, при этом, не всегда зная, каким именно образом они делаются.

"Существует множество вещей в различные моменты жизни, от которых мы получаем толчок. Для меня в то время им было беспорядочное бегание по клавишам, наслаждение самим вихрем импульсивного процесса в большей степени, чем долгое обдумывание того, во что эти шумы превратятся".

Big Band Brutal - Vegas strip club, Reykjavik June 28th 2000 (photo by kitchen motors) Меж тем, ближе к концу жизни группы Big Band Brútal ей захотелось чего-то постоянного, чего-то, что она смогла бы подержать в руках и принести с собой в качестве песни, которая бы осталась в памяти слушателя.

"Сейчас пришло время укротить зверя и направить в то русло, в которое я хочу. Но все-таки мне до сих пор нравится придерживаться некоторого фактора риска, потому что для меня полная безопасность музыки без элементов случайности никогда не может стать чем-то действительно интересным. Мне всегда нужно делать что-то, что обезоруживает меня и толкает меня к чему-то, о чем я бы никогда не подумала изначально".

Отношения между экспериментальной музыкой и искусством примитивных движений особенно интересны для Kira Kira. Она создает действа, в которых физические визуальные объекты, такие, как управляемые ПДУ призраки и плывущие в воздухе простреленные ковбойские шляпы, несомые потоками крови, помещены в контекст электронной музыки, иногда в смеси с театральными элементами и видео, снятыми на 16мм пленку ей самой, или чем угодно, что поддерживает настроение каждого шоу. Она выступает как соло, поет и забавляется с небольшими акустическими номерами внутри созданных электронных ландшафтов, так и с группой, которая обычно состоит из случайно приглашенных для выступления друзей. В разное время среди них были: Руна (Rúna Esradóttir), Меттиас Хемсток (Matthias Hemstock), Скули Свериссон (Skuli Sverrisson), упомянутый выше Йоуханн Йоуханнссон, múm-еры Эрикур Орри (Eiríkur Orri Ólafsson) и Хилдюр Гвюднадоуттир (Hildur Gudnadóttir) и другие.

"Я полностью отдаюсь тому факту, что я развлекаю публику, и признаю, что моя цель - это обаять. Никакого веселья не получится, если отсутствует возможность "пощекотать" людей".

В настоящее время

Audiovisual performances: 2007.04.01 - Kiasma Theatre - Kira Kira featuring Samuli Kosminen, Hilmar Jensson, Alex Somers & Eirнkur Orri (photo by 1541) Этой осенью Kira Kira отмечает первую годовщину своей группы, собранной для Airwaves 2006. С 1999 года она считалась сольной исполнительницей. Сейчас она объединила свои силы с несколькими из своих любимых музыкантов: Алексом Сомерсом (Alex Somers, также участник групп Parachutes, Riceboy Sleeps), играющем на пианино casio puppy и глокеншпиле2, чудным финским парнем Самули (Samuli Kosminen, также играет в múm и Kimmo Pohjonen) - жестяные игрушки и всякого рода эксцентричные биты, Эйрикуром Орри (играет с múm, Benni Hemm Hemm, Storsveit Nix Noltes и многими другими хорошими людьми) - труба и клавишные, Хильмаром Йенсоном (также в Alas no Axis, со Скули Сверриссоном и многими другими) и его волшебной гитарой, Петуром Халлгримсоном (Pétur Hallgrímsson, в разное время работавшим с Ham, Lhooq, Kylie Minouge и Mugison) - lapsteel3 и гитара. Последнее обновление в команде Kira Kira - Гулла (Gulla Dröfn), которая играет на пианино и глокеншпиле. Гулла была активным членом французского андеграунда последние несколько лет, а сейчас также играет в группе Peewee Pebble. Каждый музыкант по отдельности уникален в своей ипостаси, объединяясь вместе, они способны рождать нечто многократно уникальное.

Последний год в мобильных штаб-квартирах Kira Kira был весьма активным. Она какое-то время пребывала в Финляндии и Швеции, давая концерты и записывая свой второй альбом, Our Map to The Monster Olympics, на финском острове Suomenlinna в студии Самули Косминена. После чего посетила с туром США с такими артистами Fatcat лейбла, как Mice Parade и Tom Brosseau. Новый альбом планируется к выпуску в свет в начале 2008 года на Smekkleysa Records. В ближайшем будущем Кристин Бьёрк и сотоварищи примут участие в фестивале Airwaves 2007, который станет стартовой площадкой для музыки с нового альбома и, возможно, обозначит новый виток в развитии музыки Kira Kira.

1 kalimba - африканский язычковый щипковый самозвучащий музыкальный инструмент, не поддающийся современной классификации.
2 glockenspiel - ударный музыкальный инструмент, разновидность металлофона.
3 lapsteel - струнно-щипковый музыкальный инструмент с подзвучкой, на манер гуслей, во время игры его держат на коленях или подставке, в горизонтальном положении.

Источники:

<-- назад

Альбомы

Kira Kira - 2005 - Málfur támjói (kitchen motors)
Kira Kira - 2002 Málfur támjói (kitchen motors)
Kira Kira - 2005 - Skotta (smekkleysa)
Kira Kira - 2005 Skotta (smekkleysa)
Kira Kira - 2008 - Our Map to The Monster Olympics (smekkleysa)
Kira Kira - 2008 Our Map to The Monster Olympics (smekkleysa)

Фотоотчеты

Kira Kira - 2008.10.30 St-Petersburg, Place (photo: олеся вакульчик, eкатерина новикова)
Kira Kira - 2008.10.30 St-Petersburg, Place (олеся вакульчик, eкатерина новикова)
Kira Kira - 2008.11.01 Moscow, Ikra (photo: captain nemo)
Kira Kira - 2008.11.01 Moscow, Ikra (captain nemo)