Краткая история группы

Наша история началась несколько лет назад,
когда мы сосуществовали в различных группах
в одной и той же стране.

Kukl [слева направо]: Siggtryggur Baldursson (drums), Birger Mogensen (bass), Gudlaugar Kristinn (guitars), Bjork Gudmundsdottir (vocals), Einar Orn Benediktsson (vocals, trumpet), Einar Arnaldur Melax (keyboards). (source: Sykurmolarnir)

В 1983 году Аусмюндюру Йоунссону (Ásmundur 'Ási' Jónsson) из Gramm records (компания грамзаписи Исландии), ведущему единственную в те годы радио передачу об альтернативной музыке в Исландии под названием Áfangi (Перегоны), уведомили, что в его передаче более не нуждаются и пора заканчивать. Чтобы уйти, красиво попрощавшись, Асмюндюру и его друзьям пришло на ум собрать вместе своих любимых музыкантов в радиостудии, чтобы те сыграли живой концерт в последней передаче Перегонов.

С этой целью он пригласил сыграть вместе самых значимых представителей исландской панк сцены того времени, таких как Бьёрк (Björk Guðmundsdóttir) - к тому моменту вокалистка hardcore-feminist-punk-band, Tappi Tíkarrass, из группы Purrkurr Pillnikk - Эйнара Эдна (Einar Örn Benediktsson) (певец и на дуде игрец), из группы Fan Houtens Kókó - Эйнара Мелахса (Einar Arnaldur Melax) (клавишные) и Тоура Эльдона (Þór Eldon Jonson (гитара), из Þeyr - Гвюдлёйгюр Кристинна Оуттарссона (Gulli - 'Gud Krist' Gudlaugur Kristinn Óttarson) (гитара), Сигги Бальдюрссона (Siggi - Siggtryggur Baldursson) (ударные) и, наконец, из группы Með Noktum - Биргера Моpгенсена (Birgir Morgensen) (бас), а также Аудни Кристьянссона (Árni Kristjánsson) из Vonbrigði. Тоур не откликнулся, так как он тогда совершал паломничество по Франции и Испании и разыскивал там сюрреалистов вместе с Сйоуном (Sjón - Sigurjón Birgir Sigurðsson), а Аудни не захотел участвовать. Все остальные приняли это предложение хорошо, пришли и отрепетировали перед выпуском 29 июля. Ансамбль не имел названия, но стал известен как "Добрый вечер". Ещё больше музыкантов было на самом шоу, потому что пришли также исландская рок-легенда Megas, поэт Браги Оулафссон (Bragi Ólafsson) и другие.

По окончанию передачи Эйнар, Бьёрк, Биргир, Гулли, Эйнар Мелахс и Сигтрюггюр решили сыграть дополнительный концерт, чтобы упрочнить успех сотрудничества. После двух недель репетиций и стихосложения сформировалось нечто, что Бьёрк пришло на ум назвать "Колдовством" (Kukl).

Мы не выбирали друг друга. Нас выбрали. Это случилось когда Así из Grammið и Гвюдни Рунар (Guðni Rúnar), которые вели шоу Áfangi на радио, собрались уходить и на заключительном шоу решили устроить живое выступление. Они написали список из 6-ти имен и попросили нас прорепетировать для шоу. Что мы и сделали, репетиция прошла так успешно, что был сформирован Kukl.
- Björk

Немного подготовившись, группа появилась на концерте с лозунгом "Мы требуем будущее!" в Рейкьявике совместно с Psychic TV в 1983 году. Концерт имел бурный успех, а слушателей набралось более пяти тысяч. В декабре того же года, Kukl снова собираются вместе, чтобы выпустить сингл Söngull (с B-side Pökn (fyrir byrjendur)). Совместная работа так понравилась музыкантам, что они решают сделать группу постоянной. Бьёрк успевает сделать запись еще одного альбома с Tappi Tíkarrass, Miranda, прежде чем те раскалываются.

Purrkur Pillnikk и Þeyr

Purrkur Pillnikk Purrkur Pillnikk был квартетом, сформированный в марте 1981 года 19-летним Эйнаром Эдном и его корешами из рейкьявикского колледжа; Браги Оулавсcон (Bragi Ólafsson) на басу, Фридрик Эрлингссон (Friðrik Erlingsson) на гитаре и Асгир Брагасон (Asgeir Bragason) на барабанах. Никто понятия не имел, как играть на этих инструментах, но кого это собственно волновало? Девизом Purrkur Pillnikk была фраза: "Имеет значение лишь то, что Вы ДЕЛАЕТЕ, а не то, что Вы умеете и могли бы делать", - и этот девиз вдохновил многие молодые группы Рейкьявика того времени. Группа просуществовала до августа 1982 года и успела выпустить пару довольно значимых альбомов и выступить с концертами, как в Рейкьявике, так и за его пределами вместе с такими группами, как The Fall.

После колледжа Эйнар изучал средства информации в Polytech в Лондоне. Там он находился в тесном кругу со многими underground-London-punks группами, такими как, например, Flux of Pink Indians и Crass (группа, изобретшая анархию). Там-то он и поднабрался анархистского задора, чем славится и по наши дни.

Сиггтрюггюр Бальдюрссон (Tryggur) и Гвюдлаугюр Кристинн Оуттарссон (God Krist) играли в группе Þeyr прежде, чем присоединились к Kukl. Именно они начали развивать типичный звук новый группы. Их музыка была намного больше управляема гитарой, чем музыка, которую играли Kukl. Это была очень экспериментальная смесь панка, тяжелого металла и популярной музыки. Песни Þeyr содержали большое количество интересных гитарных решений и весьма много клавишных инструментов. Голос их вокалиста немного напоминал Дэвида Боуи (David Bowie). Þeyr противостоял нацизму и фашизму, и они играли вместе с большим количеством других антифашистских групп в Великобритании. Они также имели отношение к оккультизму, который можно ощутить в их лирике.

Руководителем коллектива, своего рода идеологом и вдохновителем выступал Хильмар Эдн Хильмарссон (Hilmar Örn Hilmarsson), одна из самых значимых фигур исландской музыки, сделавший и продолжающий делать немалый вклад в ее развитие. В настоящее время он хорошо известен как автор музыки к большинству кинофильмов классического исландского режиссера Фридрика Toуpа Фридрикссона (Friòrik Þór Friðriksson) (кстати, он же в свое время выпустил массу видео для исландских групп, а также известный музыкальный фильм об исландской рок-сцене восьмидесятых Рок в Рейкьявике (Rokk Í Reyjkavík), в котором также принимают участие описываемые коллективы) и некоторых других.

Þeyr была группой, заработавшей себе имя в других странах, но услышав, как это название произносилось по-японски, они тактично прекратили свое существование. Хильмар Эдн Хильмарссон на какое-то время присоединился к Psychic TV (по крайней мере, с ними он выпустил пару альбомов), а God Krist и Tryggur покинули группу, надеясь, что вскоре снова явятся из ниоткуда, подобно бестелесным созданиям, растворенным в Эфире Бытия. Их ожидания были ненапрасны, и вскоре они воплотились в Kukl.

Medúsa

Medúsa Большая часть музыкантов описанных групп были причастны к, так называемому, обществу сюрреалистов Медуза (Medúsa), наряду со многими другими исландскими поэтами, режиссерами, художниками, объединенными общей идеей борьбы с распространением массовой культуры. Как альтернативу культуре "хорошего тона" они предлагали "дурной вкус" и всячески демонстрировали его в своем творчестве.

Медузa берет свое начало с ноября 1979 года, когда группа подростков из Breiðholt (пригород Рейкьявика) первый раз провозгласила о себе и просуществовала вплоть до 1983-84, когда она плавно переросла в Smekkleysa, и каждый из ее участников уже стал самостоятельным представителем своей собственной ниши в искусстве.

Главными идеологическими двигателями товарищества выступили Сйоун (поэзия, визуальный арт) и Оулафюр Йоухан Энгильбертссон (Ólafur Jóhann Engilbertsson) (рисунок и письмо, конкретная поэзия, книжно - художественная полиграфия, масло и пастель, игра на басу и пение в Fan Houtens Kókó), которые (с полным уважением к другим членам) были истинными сюрреалистами и вдохновителями общества. Без участия Сйоуна до сих пор не проходит ни один альбом Бьёрк (именно он, например, был автором стихов для трогательнейшей I've Seen it All из кинофильма Танцующая в Темноте (Danсer in the Dark) Ларса Триера (Lars von Trier), к Isobel и некоторым другим).

Kukl, Sjón and Þór Eldon by Modern Art Museum. (source: Sykurmolarnir) Сначала пристанищем Медузы служил музыкальный магазин Gramm, предприятие Эйнара и его друга Аусмюндюра Йоунссона, который был своего рода клубом - местом постоянных тусовок для гаражных групп и молодых поэтов, а также занимался звукозаписью. Когда магазинчик прикрыли, место встреч перекочевало в апартаменты Бьёрк и Toуpа Эльдона (поэзия, музыка, иллюстрации), который был ее первой любовью и также был причастен к сюрреалистам.

Уже тогда они решили, что будут помогать друг другу в любом начинании, и совместным трудом выпускали ранние записи друг друга, книги, иллюстрированные иллюзорными фигурками, проводили публичные чтения стихов и музыкальные выступления (группа Fan Houtens Kókó), устраивали выставки, художественные акты, вплоть до совместных видеофильмов и театральных постановок.

Не отстает от сюрреалистов и Бьёрк, которая опубликовывает небольшую книжку стихов, чтобы заработать немного денег на оплату квартиры. Книга называется Um Úrnat Frá Björk (О путешествии от Бьёрк) и издаётся тиражом в 100 экземпляров, все раскрашены самой Бьёрк вручную.

Участники Медузы готовы были вывернуть мир наизнанку, изменить ущербное мировоззрение масс взамен на внутреннюю свободу и личную индивидуальность.

Kukl, таким образом, стал логическим завершением Исландской Музыкальной Эволюции.

"Они запечатлели брак Рая и Ада: Единство Противоположностей, Холод Клаустрофобических Зим с Жаром Полуденного Солнца Летних Месяцев: Сплав Снега с Вулканической Лавой: Холодная и Спокойная Внешняя Оболочка, покрывающая Катастрофическую Жизнь, которая может вырвать Землю у Вас из под ног."

Философия Kukl

Будучи буквально этнической группой, под влиянием различных мелких субкультур, Kukl приняла их уникальное исландское наследие и сочетала это с лучшими современными тенденциями в музыке. Результат - нечто радостное и тревожащее, которое должно быть испытано всеми.

The Eye

Björk -  photo: Sveinbjörn Ólafsson Kukl выпустили свой первый полноценный альбом The Eye на лейбле Crass - Crass Records. Альбом содержал английскую версию Söngull под названием Dismembered и песню Anna, для которой было снято очень интересное видео, полное театральных сюрреалистических сцен. Музыка, которую они играли, была причудливой смесью панка, джаза и ритмической музыки. Альбом начинается с Assassin, мощнейший post-punk-track, гитары полностью поддержаны звонками и трубами и заканчивается двухминутным барабанным сетом Handa Tjolla. Сменяющие друг друга вокалы Эйнара и Бьёрк то попеременно шепчут что-то непостижимое на заднем плане, то срываются на нервозный крик. Это придает альбому некую капризную атмосферу. Вместе с тем, инструментальные части песен чрезвычайно красивы, гармоничны и разнообразны. Группа использовала много различных видов барабанов, звонков и даже духовые инструменты, когда альбом вышел, то критики категоризировали это как смесь Siouxie and Banshees, Killing Joke и Einsturzende Neubatzen.

The Eye был выпущен только в Лондоне, и хотя многие думали, что группа могла бы получить всемирное признание, если бы они сменили лейбл, но они так никогда и не стали очень популярными где-то кроме Исландии. Между концертами музыканты были вынуждены устраиваться на обычную работу. Бьёрк работала на рыбной фабрике на окраинах Исландии, и иногда подпевала на бек-вокале для Megas.

Множество исландских групп колесили по Европе, мечтая о признании за пределами своей страны. Того же желали и Kukl, отправляясь в 1984 (1985) году в свое первое европейское турне, в ходе которого они посетили Голландию на фестивале Pandora's box-festival, Данию на Roskilde-festival, а после концерта во Франции выпустили аудиокассету со своим живым выступлением Kukl a Paris на французском лейбле Flux Rebel. Но международное признание так и осталось мечтой.


HOLYIDAYS IN EUROPE

В 1986 году выходит второй и последний альбом - Holidays in Europe (The Naughty Nought). Kukl стала единственной группой, которой удалось выпустить больше, чем один альбом на Crass Records (кроме, конечно, самих Crass). Отпуск в Европе может быть охарактеризован как post - punk или alternative indie-rock.

Holidays in Europe - путешествие через разнообразие эмоций, вызванных различными странами, таможнями и таможенными должностными лицами. Музыка на альбоме - комбинация флейт, звонков и ударных со сложной ритмикой. На сей раз вместо духовых инструментов в композициях присутствует обилие клавиш. Отпуск в Европе намного более навороченный и шумный чем Глаз.


"- Мы побывали в Англии и стусовались с местными группами играющими punk. Купили старый Ford Transit и вынули из него задние сиденья. Мелахс построил платформу, для того чтобы туда уместилась вся команда вместе с багажом, сверху на котором можно было спать. Тогда, мы путешествовали, и путешествовали, и путешествовали. Делали и другие вещи, но в основном мы путешествовали. Это то, что я больше всего помню. Бесконечные путешествия, хождения сквозь Европу. У нас был один только помощник в первой половине путешествия, но Гвюдлагюр оскорбил его настолько, что тот вернулся обратно домой. Однажды, во время путешествия из Берлина в Париж, я мирно спал на платформе, когда вдруг проснулся, услышав нашу певицу [Бьёрк], кричащую как обезглавленная свинья: "Убийцы!". Я вскочил так быстро, что ударился головой о крышу, и когда я увидел, что убийцы - это бульдозеры, которые тащили деревья для того, чтобы с помощью них расширить берег на пути машин, моя первая мысль была: 'маниакальное дерьмо везде... они должны были изолировать эту женщину до того, как она вызвала какой вред'; конечно же, сейчас уже слишком поздно".
- Siggi

Первый трек Psalm 323 является гармоничной песней об отъезде. France (A Mutual Thrill) зубодробительная смесь между поп-песней и экспериментальным post-indie. На эти две заглавных композиции было снято видео. Gibraltar (Copy thy Neighbour) и Greece (Just By The Book) два полностью удивительных трека, которые объединяет капризный рок с мощными клавишными Эйнара Мелахса. Остальная часть альбома шумная и экспрессивно-нервная. Вокальные усилия Джамила Саираха (Jamil Sairah) делают England (Zro) незабываемым треком. Holland (Latent) и Aegean (Vials Of Wrath) - два Björk/Einar-дуэта, где Бьёрк и Эйнар выступают в роли спорящей пары. Если бы на альбоме не было всех этих синтезируемых шумов, то многие песни могли бы подойти к альбому Here today, tomorrow next week для идущих следом The Sugarcubes.

Björk, Þór & Sindri (The Cubes (& Sindri) Rock With Regina Thorarensen) Группа раскалывается в том же самом году, во многом благодаря изменившемуся отношению к работе Gulli, который неоднократно забивал на репетиции, а когда, наконец, все же являлся, то был обычно настолько пьян, что просто был не в состоянии что-либо делать. Тогда же Бьёрк выходит замуж за Topа, через месяц она обнаруживает, что беременна. Cначала она была счастлива, но позже испугалась, и даже договаривалась об аборте. К счастью, она не сделала этого, и продолжала турне с Kukl. Какое–то время Бьёрк продолжает колесить по Европе, находясь в “положении”. Исландское телевидение даже захотело сделать специальное тв-шоу о Kukl, и Бьёрк появилась на нем с голым, семимесячным беременным животом. Общественность была весьма потрясена этой выходкой. Когда шоу было передано в эфир, то многие люди были возмущены поведением беременного анархо-панка со сбритыми бровями, показывающую свой голый живот на телевидении. У одной женщины даже случился сердечный приступ от испытанного морального потрясения. Но Бьёрк позднее заверила, что с женщиной все кончилось благополучно.

Вскоре Toуp прерывает поездку по Европе и уезжает вместе с Бьёрк, для которой работа с Kukl превратилась в серьезное испытание, обратно в Исландию, где 8-ого июня на свет появляется их сын Синдри (Sindri Eldon Þórsson) (в честь кузнеца, выковавшего для бога Toуpа его молот). С рождением Синдри (ныне играющий на басу в тинейджерской группе Desidia) ассоциируют конец Kukl и начало the Sugarcubes.

Вскоре после рождения ребенка Бьёрк и Toуp решают расстаться как пара, но остаются друзьями и коллегами. Бьёрк начинает встречаться с Оускаром Йоунассоном (Óskar Jónasson), а Toуp - с Маргрет Эднольфсдоуттир (Margrét Örnólfsdóttir), клавишницей группы Reptile, а в последствии и The Sugarcubes. У Маргрет и Toуpа вскоре родилась дочь. Бьёрк же воспитывает сына одна.

Smekkeleysa

К этому времени Toуp и Эйнар начали компанию, получившую название Smekkleysa (Безвкусица). Сменив собой Медузу, “Безвкусица” породила новый виток в борьбе с ширпотребом и коммерцией. Их девизом стало: “Мировое господство или смерть!”. Концепция Smekkleysa заключалась в "пропаганде плохого вкуса в противовес вкусу хорошему". Бьёрк и Toуp с юношеским максимализмом и железобетонным упрямством призывали соотечественников отвергать веяния моды и всячески противодействовать распространению массовой культуры. Поначалу компания задумывалась как экспериментальная культурная организация, выпускающая книги, рождественские открытки и прочую печатную продукцию. Специально для того, чтобы настроить против себя общественность, Smekkleysa даже выпустили открытку с изображением Михаила Горбачева и Рональда Рейгана на фоне карты Исландии прямо перед самым визитом этих двух глав государств в страну для мирной встречи на высшем уровне. Однако, вместо результата, высмеивающего пафос этого мероприятия, открытка оказалась на редкость популярной и в течение лишь одной недели разошлась в количестве более 5000 экземпляров. На деньги, вырученные новорожденной Smekkleysa от продаж открытки (она до сих пор используется как основной экспонат в недавно открывшемся музее Bad Taste), они издали книгу. Это была - Dragsúgi (Набросок), книга стихов Браги Оулафссона.

"Она хороша, как длинная дорога, в которой есть время на размышления и философствование, как путешествие, в котором важен сам путь, а не конечная цель".

Затем они взялись за выпуск записей Sugarcubes, сначала сингл Einn mol'á mann который содержал Amæli (исландская версия Birthday) и Cat на обороте. Первое время после выхода это не продавалось вовсе до тех пор, пока не стало "Синглом недели" несколькими месяцами позже, выяснилось, что исландцы все-таки оказались достаточно храбрыми людьми, чтобы покупать это. Следующей релизом была Taktu bensín elskan, книга поэзии Toуpа Эльдона с иллюстрациями Сйоуна. - "Да я стоял у истоков", - вспоминает сам Сйоун - "Medúsa к тому времени была на последнем издыхании, а я работал над моим первым романом. Мы действительно не думали тогда, что сможем выпустить так много музыки и перерастем в звукозаписывающую компанию. Мы ожидали, что будем заниматься большей частью книгами". В 1987 году Сйоун, под псевдонимом Джонни Триумф (Johnny Triumph), сделал запись песни Luftguítar с Sugarcubes. Этот трек был выпущенный как b-side сингла Deus и в мгновение ока стал классикой и настолько популярным, что Sugarcubes решили доверять Джонни Триумфу по песне на каждом своем выступлении. Через некоторое время Life’s too good вышел в Англии и стал indie хитом… но это уже история совсем другой музыкальной группы…

Smekkleysa подписала контракты с несколькими группами, идущими в след Sugarcubes, с такими, как, например, изворотливая Risaeðlan (Рептилия) и теперь легендарная рок-группа Ham (Ветчина). Последнее время она занимается продвижением и организацией концертов для недавно подписанных групп типа Ske и Mínus. - "Мы подписали контракт со Smekkleysa, потому что это единственный лейбл, который был создан в этой стране", вспоминает вокалист группы Mínus, Krummi, - "и во многом конечно благодаря Sugarcubes, одной из наших любимых групп. Мы только хотели быть под той же самой крышей, что и они. К тому же это такой вид лейбла, который сосредотачивается одновременно всего на одну группу, как, например, было с Sigur Rós, и мы рады, что теперь он занимается и нами. На наш взгляд, это намного продуктивнее и благотворнее для артиста, чем подписание контрактов с миллионами групп, как это происходит в крупных записывающих компаниях".

К настоящему времени Sugarcubes стал домашним именем Bad Taste Ltd. На сегодняшний день это наиболее известная компания Исландии - развитый лейбл, на котором выпускается большая часть всей музыкальной сцены страны. Посредством его работы мир услышал такие имена, как Sigurrós, Múm, Unun, Hilmar Örn Hilmarsson и многие другие, и, похоже, на достигнутом останавливаться не собирается.

<-- назад

АЛЬБОМЫ

Kukl - 1983 Söngull ep (Gramm)
Kukl - 1983 Söngull ep (gramm)
Kukl - 1984 The Eye (Crass)
Kukl - 1984 The Eye (crass)
Kukl - 1984 A Paris (V.I.S.A.)
Kukl - 1984 A Paris (v.i.s.a.)
Kukl - 1986 Holydays in Europe (Crass)
Kukl - 1986 Holydays in Europe (crass)