Режиссер: Бредли Раст Грей (Bradley Rust Gray);
Продюсер: Со-ён Ким (So Yong Kim).

В ролях

Бриня Тоура Гвюднадоуттир (Brynja Þóra Guðnadóttir) ... Хильдюр
Давид Эдн Халльдоурссон (Davíð Örn Halldórsson) ... Агги
Мелькорка Хульдудоуттир (Melkorka Huldudóttir) ... Свава
Свава Бьёрнсдоуттир (Svava Björnsdóttir) ... Мать

Съемочная группа

Автор сценария: Бредли Раст Грей (Bradley Rust Gray);
Оператор: Бредли Раст Грей (Bradley Rust Gray), Бриня Тоура Гвюднадоуттир (Brynja Þóra Guðnadóttir), Давид Эдн Халльдоурссон (Davíð Örn Halldórsson), Мелькорка Хульдудоуттир (Melkorka Huldudóttir);
Художник-постановщик: Анне Мисава (Anne Misawa);
Музыка: V/A - Rokk í Rejkjavík (Q4U, Bubbi Morthens, Vonbriðgi), múm;

Продолжительность: 86 минут
Производство: Исландия, США
Жанр: Драма
Кинокомпания: Cut 'n' Paste, Soandbrad, Icelandic Film Centre

Аннотация

Соль - превосходное лирическое кино, прерванное роуд-муви, снятое на дождливой и ветреной исландской натуре с местными непрофессиональными актерами под присмотром американца по имени Брэдли Раст Грей (Bradley Rust Gray). Фильм построен на настоящих эмоциях и сделан в особой доверительной манере с глубоким вовлечением зрителя. Реализм происходящего на экране заставляет воспринимать события так, будто бы кто-то из ваших друзей, родственников или вы сами их непосредственный участник.

Хильдюр (Hildur), её мама и любимая старшая сестра Свава (Svava) живут в маленьком исландском поселении вдали даже от исландской цивилизации. Вся семья с утра шагает на местную рыбную фабрику, где до вечера в синих шапочках-шарлотках, оранжевых передниках и перчатках ковыряется в рыбных полуфабрикатах с перерывами лишь на музыкальную гимнастику.

Свава мечтает перебраться от такой жизни в Рейкьявик, поближе к той самой цивилизации, её бой-френд - местный рыбак Агги (Aggi)- планирует остаться здесь и копит на собственную рыбацкую лодку, а младшая сестра Хильдюр просто плывет по течению, единственное, что для нее важно - быть рядом со своими близкими. Трое молодых людей прекрасно ладят между собой, как могут, вместе убивают свободное время, выезжают с палатками на природу или плавают на лодке.

Однажды, Свава все-таки уезжает в Рейкьявик и, через какое-то время Хильдюр вместе с Агги на его допотопном автомобиле едут к ней в Рейкьявик. На полпути их утлое авто терпит серьезную поломку, в результате которой молодые люди зависают в таком же крохотном исландском городке, ничуть неотличимом от их родного. Мастер в ремонтной мастерской каждый день называет Агги новые сроки, в течение которых он восстановит его автомобиль, а сами они, в ожидании, вынуждены ютиться в палатке на поле вблизи бензоколонки. День за днем, они ходят в один и тот же бар (вероятно, единственный), играют в футбол, болтают, смеются и валяются на траве. И чем больше времени они проводят вместе, тем труднее им становится сопротивляться притягательности друг друга…

Создатели фильма - американец Брэдли Раст Грей и его жена, корейский продюсер и режиссер Со-ён Ким (So Yong Kim) - это уникальный творческий тандем, объединившийся как по любви, так и в искусстве. Они женаты уже более 10 лет и живут в Нью-Йорке. Каждый из них режиссер своего собственного кино, у Грея свои фильмы, у Ким свои, но при этом они не могут обойтись без мнения друг друга. В кинопроизводстве они гармонично взаимодействуют как единый организм, но при этом каждый из режиссеров не теряет собственного лица и стиля.

"Для нас самая важная вещь - эмоциональное воздействие".

Их называют миниатюристами, специализирующимися на сужении структуры, в буквальном смысле, учитывая их привязанность к сверхкрупным планам, а также то, как они пропускают мир через сознание своих главных героев. Их фильмы поэтичны и реалистичны в равной мере, и у них хватает смелости для того, чтобы экспериментировать или начать с ноля.

В этой истории Грей и Ким делают попытку уловить неуловимое - момент возникновения чувств между героями. И с этой задачей им удается справиться, наверное, благодаря реалистичности в воплощении этой идеи, честности в отражении настоящих эмоций. Их можно назвать документалистами, работающими с реальностью художественными методами. Такой близкий к сердцу, правдивый подход напоминает бельгийцев братьев Дарденн (Jean-Pierre & Luc Dardenne) с их "Розеттой" (Rosetta, 1999) и "Обещанием" (La promesse, 1996) - фильмами, в которых попадаешь по ту сторону экрана.

Фильм снимался в поистине отдаленных уголках Исландии - в крохотных рыбацких деревушках Stöðvarfjörður на восточном побережье и Hofsós на северном, каждый из которых населением не более 300 человек.

Непрофессиональные актеры - будто сами жители этих маленьких рыбацких деревушек, простые местные ребята. Исполненные ими "характеры" не кажутся вымышленными, потому что они так естественны и похожи на людей, которых можно встретить, оглянувшись вокруг. Особенно хороша главная героиня Хильдюр в исполнении Брини Гвюднадоуттир (Brynja Þóra Guðnadóttir) - огненно- рыжая и в веснушках от ушей до пят, в классическом исландском свитере, обдуваемая всеми ветрами. Жаль, что это единственный фильм, в котором её можно увидеть.

В визуальном плане фильм подан в стилистике Dogma95 с использованием ручных цифровых камер различного формата, естественного освещения и звука. Общие сцены сняты с использованием трехчиповой видеокамеры с качественной картинкой, а другие - на дешевую одночиповую камеру, изображение с которой больше похоже на домашние видеозаписи чьих-то каникул в Исландии. Этой камерой пользовались сами актеры, снимая друг друга вообще без присутствия режиссера. Они импровизировали свои диалоги на ходу, придумывая свою собственную реакцию на происходящее. Такой интересный подход дает удивительные результаты с точки зрения естественности и правдивости эмоций. Третьей гранью в визуальной стилистике фильма, призванной отразить внутренний мир главной героини, составляют подводные съемки из жизни исландских тюленей.

Из такого разнородного материала фильм был смонтирован и переведен из цифрового формата на пленку 35 мм, и в таком виде демонстрировался на фестивалях с английскими субтитрами.

Можно с уверенностью сказать, что режиссеру, который доучивался киноискусству на Острове, удалось очень глубоко вжиться в исландскую реальность, передать всю суровую прелесть этих малообитаемых мест, быт и настроения их молодых жителей. Его задачей было лишь направить мысль в нужное русло и не позволить себе помешать ей самостоятельно развиваться.

Для создания звукового фона к дорожной жизни, герои фильма ставят в магнитофон своей машины аудиокассету с панк-рок-сборником Рок в Рейкьявике (Rokk í Reykjavík) - официальным саундтреком одноименного фильма Фридрика Тоура Фридрикссона (Friðrik Þór Friðriksson) 1982 года. В заключительной части, под титры, звучит завораживающий голос Кристин Анны (Krístin Anna Valtýsdóttir) из группы múm с композицией Sveitin Milli Sólkerfa (The Land Between Solar Systems), надолго оставляя приятное меланхолическое послевкусие от этой картины.

Специальные материалы

Силами icelandculture.ru (в лице Leonsdóttir) фильм был переведен на русский язык. Субтитры можно скачать тут же:

Отрывки из фильма

<-- назад