Панорама кино Исландии в Москве 1-3 апреля 2011 года Общество дружбы "Россия-Исландия", Центр Исландского Кино и Союз Кинематографистов России
при поддержке www.icelandair.net, "Норвик Банка", icelandculture.ru и "Исландского клуба"
представляют:

Панорама исландского кино в Москве
1-3 апреля 2011 года.

В течение трёх дней, 1,2 и 3 апреля, вашему вниманию будут представлены фильмы четырех исландских кинорежиссеров: частого гостя в Москве - гуру исландского кино Фридрика Тоура Фридрикссона, Балтасара Кормакура, а также двух менее известных у нас, но при этом добившихся признания на родине, режиссеров - Гвюдни Хатльдоурсдоттир и Вальдис Оускардоуттир.


ПРОГРАММА ПОКАЗОВ:

1 апреля, пятница

19:00 Мама Гого | Mamma Gógó (2010)
             реж. Фридрик Тоур Фридрикссон (Friðrik Þór Friðriksson)

2 апреля, суббота

16:00 Барышня и Господский дом (Честь Дома) | Ungfrúin góða og húsið (1999)
             реж. Гвюдни Хатльдоурсдоттир (Guðný Halldórsdóttir)
             по одноименной повести Халлдоура Лакснесса (Halldór Laxness) 1933 года.

18:00 Церковь под ледником | Kristnihald undir Jökli (1989)
             реж. Гвюдни Хатльдоурсдоттир
             по одноименному роману Халлдоура Лакснесса 1968 года.

3 апреля, воскресенье

16:00 Свадьба белой ночью | Brúðguminn (2008)
             реж. Балтасар Кормакур (Baltasar Kormákur)

18:00 Брак по-исландски | Sveitabrúðkaup (2008)
             реж. Вальдис Оускардоуттир (Valdís Óskarsdóttir)

ВХОД НА ВСЕ СЕАНСЫ - ПО ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫМ БИЛЕТАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАСПЕЧАТАТЬ ПО ССЫЛКЕ.

Кинотеатр:

Дом Кино Союза Кинематографистов России
Адрес: Васильевская ул., 13,
Метро: Маяковская, Белорусская

Мама Гого | Mamma Gógó (2010)

Мама Гого | Mamma Gógó | Mamma Gogo Режиссер: Фридрик Тоур Фридрикссон;
В главных ролях: Кристбьёрг Кьельд, Хильмир Снайр Гвюднасон, Маргрьет Вильхьяльмсдоуттир, Оулифия Хрённ Йоунсдоуттир;
Фильм демонстрируется с субтитрами. Перевод Ольги Маркеловой.
Продолжительность 1:28

"Мама Гого" - это последний на сегодняшний день фильм мэтра исландского кино Фридрика Тоур Фридрикссона. В центре сюжета - взаимоотношения молодого режиссёра и его собственной стареющей матери по имени Гого. Главный герой только что представил публике свой фильм "Дети природы", центральная тема которого - столкновение старой и новой Исландии, отношения между стариками и молодым поколением страны (при этом "Дети природы" - это реальный фильм самого Фридрика Тоура, снятый в 1991 году). У самих исландцев фильм популярностью не пользуется, режиссёр-банкрот в долгах как в шелках, но продолжает твердить, что всё наладится, как только фильм получит номинацию на премию Оскар (фильм "Дети природы" был номинирован на премию Оскар). Тем временем его обычно жизнерадостная и энергичная мать начинает вести себя странно. Поначалу кажется, что это просто возрастные причуды, но со временем они перерастают во всплески агрессии, серьёзные провалы в памяти и в целом опасное для неё самой поведение. Всему виной стремительно прогрессирующая болезнь Альцгеймера. Гого посещает призрак её покойного мужа, а сознанием всё больше овладевают картины счастливого прошлого. Дальнейшие события и действия самого режиссёра вступают в конфликт с идеями, высказанными в снятом им фильме…

На первый взгляд, этот фильм - посвящение матери режиссёра и его собственный автопортрет. Но, по-видимому, Режиссёр-персонаж (имени которого мы так и не узнаем) - это собирательный образ исландского кинематографиста поколения Фридрика Тоура. Фильм полон киноцитат, а в жизни главного героя есть детали и события, которые исландский зритель безошибочно опознаёт как детали из реальной жизни по меньшей мере 3-х режиссёров из этого поколения.

В "Мама Гого" режиссёр продолжает исследовать традиционные для него темы столкновения старого и нового ("Дети природы", "Остров дьявола"), ухода из реальности в свой собственный внутренний мир в результате различных душевных расстройств ("Ангелы вселенной", "Солнечный мальчик") и мистицизма ("Дети природы", "Холодная лихорадка"). "Мама Гого" также полон юмора и тонкой сатиры на современные финансовую и политическую жизнь Исландии, а в целом - это фильм, который по праву занимает место среди лучших работ режиссёра, наряду с наиболее титулованной на сегодняшний день картиной, "Дети природы", которую непременно стоит посмотреть.

Примечательно то, что "флэшбэки" Гого - это кадры из реально существующего исландского кинохита 60-х "Girl Gogo" (79 af stöðinni), в котором дебютировала молодая и прекрасная Кристбьёрг Кьельд, исполнившая роль и пожилой Гого тоже.

Трейлер

Барышня и Господский дом (Честь Дома) | Ungfrúin góða og húsið (1999)

Барышня и Господский дом (Честь Дома) | Ungfrúin góða og húsið | The Honour of the House (1999) Режиссер: Гвюдни Хатльдоурсдоттир
В главных ролях: Тинна Гуннлёйгсдоттир, Рагнхильд Гисладоттир, Агнета Экманнер, Эйитль Оулавссон, Хельги Бьёрнссон, Рурик Харальдссон.
Фильм демонстрируется с субтитрами. Перевод Ольги Маркеловой.
Продолжительность 1:37

Фильм поставлен по одноименной повести Халльдоура Лакснесса, увидевшей свет в 1933 году. Действие картины помещено в начало 20-го века, в центре повествования - история одной зажиточной исландской семьи, живущей на удалённом хуторе где-то на исландском побережье, и взаимоотношения двух сестёр - честолюбивой Турид и простушки Раннвейг, которую отправляют учиться в тогдашнюю фактическую столицу Исландии - Копенгаген, где её жизнь круто меняется. Турид же, одержимая желанием отстоять "честь дома", не останавливается абсолютно ни перед чем, разрушая счастье собственной сестры.

Этот фильм о том, сколь далеко люди могут зайти в своих отношениях с окружающими, фанатично преследуя главную, по их мнению, цель в жизни, и о том, возможно ли для них прощение.

Прекрасная работа костюмеров, художников-постановщиков и оператора создают ощущение абсолютной аутентичности происходящего, т.е. делают этот фильм уникальной возможностью увидеть жизнь Исландии начала 20-го века глазами самих исландцев.

Отдельного внимания заслуживает саунд-трек к фильму, написанный живым классиком исландской музыкальной сцены - Хильмаром Хильмарссоном. Он настолько органично вписывается в фильм, что становится неотъемлемой частью киноповествования, его просто не замечаешь.

Исландские кинокритики по достоинству оценили фильм, назвав его "новой вехой в исландском кино" и удостоив высшей исландской кинонаграды "Эдда" в 1999 году.

Фрагмент из фильма

Церковь под ледником | Kristnihald undir Jökli (1989)

Церковь под ледником | Kristnihald undir Jökli | Christianity at the Glacier (1989) Режиссер: Гвюдни Хатльдоурсдоттир;
В главных ролях: Сигурд Сигурйоунссон, Бальдвин Хатльдоурссон, Маргрет Хельга Йоуханнсдоуттир, Рюрик Харальдссон;
Фильм демонстрируется с субтитрами. Перевод Ольги Маркеловой.
Продолжительность 1:29

"Церковь под ледником" - это экранизация одноимённого произведения отца режиссёра Гвюдни Хатльдоурсдоттир - Халльдоура Лакснесса. Сюжет этой сюрреалистической картины разворачивается в небольшом церковном приходе у подножия ледника Снаáйфедльсйёкюдль, с давних пор известного как место сосредоточения сверхъестественной энергии. Епископ Исландии направляет туда молодого проверяющего, готовящегося принять священный сан. По слухам, тамошний священник утратил веру, забросил религию, заколотил церковь и перестал хоронить мертвых. По прибытии на место посланник узнаёт, что всё это не просто слухи. Но мало того, и все прихожане - адепты вовсе не традиционного христианства, а какого-то совершенно нового религиозно-философского учения. Сами они считают себя центром мира, а свой дом - местом, где Творение само по себе - это непрекращающийся процесс.

Главная же местная загадка - это история жены пастора, женщины по имени Уа, перевернувшей впоследствии и жизнь самого посланника.

Эта первая полнометражная работа Гвюдни Хатльдоурсдоттир в кино - одновременно и фантасмагория, и философское рассуждение о вечных и центральных для всего человечества вопросах бытия.

Фрагмент из фильма

Свадьба белой ночью | Brúðguminn (2008)

Режиссер: Бальтасар Кормакур
В главных ролях: Хильмир Снайр Гвюднасон, Маргрьет Вильхьяльмсдоуттир, Оулифия Хрённ Йоунсдоуттир; Трёст Лео Гвюднарссон, Оулав Дари Оулавссон
Продолжительность: 1:36

Жизнь университетского профессора средних лет, Йоуна, зашла в тупик, брак разваливается, а сам он пребывает в полной апатии. В попытке начать всё сначала он с женой переезжает в исландскую глушь, но это не приносит облегчения, а ситуация запутывается окончательно с появлением в его жизни другой женщины, молодой и влюблённой…

"Свадьба белой ночью" - это киноадаптация повести А.П. Чехова "Иванов", которую по признанию самого режиссёра он хотел поставить в течение долгих лет. Причём идея Кормакура состояла в том, чтобы снять фильм, с тем же актёрским составом поставить спектакль и демонстрировать их одновременно, что и было осуществлено. Идея воплотилась в жизнь и была отлично принята как исландскими критиками, так и публикой. В 2008 году фильм получил главную исландскую кинонаграду - "Эдда" - как лучший фильм.

Трейлер

Брак по-исландски | Sveitabrúðkaup (2008)

Брак по-исландски | Sveitabrúðkaup (2008)
Режиссер: Вальдис Оускарсдоуттир
В главных ролях: Херди Тоурвальдсдоуттир, Бьёрн Хлин Харальдссон, Теодор Йулиуссон, Кристбьёрг Кьельд, Трёст Лео Гвюднарссон, Оулав Дари Оулавссон
Продолжительность 1:39

"Брак по-исландски" - это режиссёрский дебют Вальдис Оускарсдоуттир, по-испански темпераментная комедия положений, разворачивающаяся на фоне северных красот. Молодая исландская пара решает пожениться в небольшой деревенской церкви в часе езды от Рейкьявика. В два свадебных автобуса набивается шумная толпа родственников, близких и не очень (а значит, и не особенно желанных) друзей новобрачных. Показать дорогу к церкви может только жених, который сам узнаёт её от тамошнего священника по телефону. Но неожиданно свадебной процессии приходится менять маршрут, после чего она, совершенно закономерно, сбивается с пути и теряется на бескрайних исландских просторах. А во время вынужденного длительного путешествия раскрывается вся гамма человеческих взаимоотношений внутри этой разношёрстной компании, волею обстоятельств собравшейся в одном месте и в одно время.

Задавшись разумным вопросом: "зачем заморачиваться тем, чтобы вокруг были сплошь творческие личности, если ты планируешь всё время говорить им, что и как делать", - Вальдис решила воспользоваться опытом своих датских коллег из движения "Догма 95" и при работе над фильмом отказалась от готовых диалогов, декораций, грима, света и прочих вещей, типичных для киносъёмок. Результатом стала полная импровизация со стороны всей съемочной группы, а актёры не играли роли - они жили жизнью своих персонажей в реальном времени. И, видимо, поэтому во время просмотра создаётся впечатление, что это не художественный вымысел, а чья-то настоящая свадьба и тебя тоже пригласили.

Трейлер



Гвюдни Хатльдоурсдоттир (Guðný Halldórsdóttir)

Гвюдни Хатльдоурсдоттир (Guðný Halldórsdóttir), foto: mbl.is Гвюдни Хатльдоурсдоттир - дочь исландского нобелевского лауреата в области литературы Халльдоура Лакснесса, известный в Исландии режиссер и сценарист. Свою работу в кино и на телевидении Гвюдни начала в 80-х, став автором нескольких кинолент, сценариев и телешоу, заслуживших народную любовь. Наибольшего признания она добилась своим фильмом Барышня и Господский Дом, в 1999 году получившим самую престижную кинонаграду Исландии - "Эдда" (Edduverðlaunin), и названным исландскими кинокритиками новой вехой в развитии кинематографа страны. В 2008 году Гвюдни посетила Москву, а её последний на сегодняшний день фильм На семи ветрах был показан в рамках ММКФ.

В рамках панорамы будут показаны её первая полнометражная работа в кино, фильм Церковь под ледником, а также картина Барышня и Господский Дом.

Фридрик Тоур Фридрикссон (Friðrik Þór Friðriksson)

Фридрик Тоур Фридрикссон (Friðrik Þór Friðriksson), foto: Ari Magg Фридрик Тоур Фридрикссон - это наиболее авторитетный на сегодняшний день кинодеятель Исландии. Кинорежиссер, автор таких фильмов, как "Ангелы вселенной", получивший множество наград и популярность, в том числе и в России, и "Дети природы", номинировавшийся на премию Оскар; кинопродюсер и основатель главной на сегодняшний день исландской кинокомпании Icelandic Film Corporation.

Фридрик Тоур также один из наиболее своеобразных режиссеров своего времени, может быть, во многом благодаря тому, что получил кинематографическое самообразование. Еще в школе он с друзьями организовал клуб кинолюбителей при Исландском университете, проектор для которого предоставило американское посольство, а фильмы - советское. Свой первый черно-белый документальный фильм Фридрик Тоур снял в 1975 году в возрасте 21 года. "Он стал данью признательности российскому киноискусству", - говорит мастер.

Помимо всемирно известных "Ангелов вселенной" и "Детей природы", режиссёр - автор культового для Исландии документального фильма "Рок в Рейкьявике", запечатлевшего расцвет панк-эпохи в столице страны, Рейкьявике, в целом и совсем ещё юную певицу Бьёрк в частности. Он также автор художественных фильмов "Остров дьявола", "Холодная лихорадка", "Найсланд", отмеченных критиками и жюри различных кинофестивалей и неоднократно показывавшихся на киноэкранах России.

В рамках исландской панорамы будет показан его последний на сегодняшний день фильм - "Мама Гого".

Бальтасар Кормакур (Baltasar Kormákur)

Бальтасар Кормакур (Baltasar Kormákur) Своим не типичным для исландца именем Бальтасар обязан отцу - испанскому художнику Бальтасару Самперу, переехавшему в Исландию в 1963 году. Сын же изначально выбрал себе профессию театрального актёра, закончил Исландскую национальную академию изящных искусств и сразу же был зачислен в труппу Национального театра Исландии, где в течение нескольких лет играл в качестве одного из ведущих молодых актёров. Параллельно с этим он попробовал себя на режиссёрском поприще, поставив и спродюсировав несколько чрезвычайно популярных независимых театральных проектов.

Параллельно с этим Кормакур начал работать в кино, исполнив, в частности, две ярких и запоминающихся роли в фильмах "Остров дьявола" и "Ангелы вселенной" Фридрика Тоура Фридрикссона. В 2000-м году он дебютировал в кино в качестве одновременно сценариста и режиссёра фильмом "101 Рейкьявик", и по сей день остающимся его "визитной карточкой". После этого он основал собственную кинокомпанию Blueeyes production и снял два настоящих хита исландского кинопроката: фильмы "Море" (Hafið) и "Трясина" (Mýrin), а также международную кинокартину "Маленькое путешествие в рай".

Своё время Кормакур по-прежнему делит поровну между театром и кино.

В рамках кинопанорамы вашему вниманию будет представлена одна из последних на сегодняшний день работ режиссёра, картина "Свадьба белой ночью", вышедшая на экраны в 2008-м году.

Вальдис Оускарсдоуттир (Valdís Óskarsdóttir)

Вальдис Оускарсдоуттир (Valdís Óskarsdóttir), foto: kmeinich Вальдис Оускарсдоттир - человек творческий в самом широком смысле этого слова. Она начинала как фотограф и журналист. Затем стала писательницей и автором радио- и телепостановок. И вот, наконец, в 1985 году сбылась её мечта, и она стала работать в кино. С тех пор Вальдис успела зарекомендовать себя как мастер монтажа, начав с работы над локальными исландскими проектами и уже к концу 90-х добившись международного признания. На сегодняшний день в её послужном списке работа над такими фильмами, как исландские "Море" и "Белые киты"; датские пионеры движения "Догма 95" - картины "Торжество" Томаса Винтерберга и "Последняя песнь Мифуне" Сёрена Краг-Якобсена, открывшие новую эпоху в европейском кинематографе; и оскароносный "Вечное сияние чистого разума". Она также принимала участие в монтаже двух фильмов нашего соотечественника, Сергея Бодрова-старшего, - "Монгол" и "Медвежий поцелуй".

Но всего этого Вальдис показалось мало, и она решила поработать с живыми актёрами в качестве режиссёра. Результатом стала картина "Брак по-исландски", вышедшая на экраны в 2008 году, в том числе и в России. Эксперимент удался, и в 2010 году свет увидел её второй полнометражный художественный фильм "Королевская дорога".

В рамках панорамы в Москве будет показан её фильм "Брак по-исландски". <-- назад